Меню
12+

Провиденский городской округ

29.03.2017 15:16 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Прокуратура – на страже закона

Для всех очевидно, что законы и иные нормативные документы являются единственным мерилом должного либо неправомерного поведения граждан, способом и гарантом реализации их прав на получение причитающихся им материальных благ, социальной помощи, обеспечения достойной жизни, исполнения ими своих обязанностей перед государством, обществом и другими его членами. По этой причине достижение высокого качества таких значимых инструментов воздействия на поведение людей, как законы, является первостепеннейшей задачей государства.

На сегодняшний день прокурор играет заметную роль на всех этапах: от создания закона до его непосредственного применения.

Учитывая, что несовершенный документ является серьёзным препятствием на пути реализации гражданами своих прав, а наличие в нем противоречий вышестоящему закону либо Основному закону страны, её Конституции, способно породить многочисленные нарушения их законных интересов, важно не допустить его принятия либо своевременно исключить его из правовой системы.

Таким образом, необходимость участия органов прокуратуры в правотворческом процессе определяется ее правовой природой. В Российской Федерации прокуратура охраняет и защищает права и свободы человека и гражданина на основе обеспечения верховенства права, которое предполагает принятие правовых актов, закрепляющих приоритет прав человека над иными институтами и государственными надстройками.

Конституцией Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, его права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов.

Россия имеет федеративную форму государственного устройства, её Основным законом гарантируется осуществление населением местного самоуправления.

По этой причине как региональные, так и местные органы власти в большом количестве принимают свои нормы и правила, подавляющее число которых непосредственно затрагивают жизненные интересы людей в разных сферах их деятельности.

Только в прошлом году в Дальневосточном федеральном округе региональными властями принято более 11 тысяч нормативных правовых актов, муниципалитетами — почти 60 тысяч.

К сожалению, прокуроры из года в год выявляют немало нормативных правовых актов, ущемляющих права и свободы человека и гражданина.

Так, в 2016 г. на территории округа прокурорами выявлено и оспорено более двухсот незаконных региональных нормативных правовых актов и более шести тысяч — муниципальных.

Как показали прокурорские проверки, органы власти в ходе своей правотворческой деятельности превышали компетенцию в земельной, жилищной, бюджетной и иных сферах, не соблюдали порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов и т.д.

По требованию прокуроров в региональных и муниципальных нормативных правовых актах устранены нарушения, влияющие на реализацию и восстановление прав и интересов граждан, в том числе относящихся к социально незащищенным категориям.

К примеру, прокурором Магаданской области устранены препятствия к получению гражданами для решения своих жилищных проблем находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков. По его протесту областной закон, регулирующий данный вопрос, был дополнен перечнем муниципальных образований Магаданской области, на территориях которых граждане могут получить в безвозмездное пользование землю для индивидуального жилищного строительства.

В Хабаровском крае, Еврейской автономной области и Чукотском автономном округе принятыми мерами прокурорского реагирования предотвращены нарушения прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи  в гарантированном объеме.

Так, в январе 2016 года правительство Хабаровского края отклонило протест прокурора на Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории края на 2016 год, принятую без учета указания краевой прокуратуры на занижение нормативов объемов медицинской помощи и финансовых затрат, предусмотренных Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», отсутствие целого ряда категорий граждан, имеющих право на предоставление медицинской помощи во внеочередном порядке; неполноту отражения в ней вопросов оказания медицинской помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

В марте 2016 года Хабаровским краевым судом требования прокурора края о признании отдельных положений указанной программы противоречащими федеральному закону удовлетворены. Во исполнение судебного решения из краевого бюджета дополнительно выделено 355 млн рублей, за счет которых бесплатную медицинскую помощь получили 1200 человек в стационарных условиях и 18 тысяч человек — в амбулаторных.

Благодаря принятию мер прокурорского реагирования в Чукотском автономном округе и Еврейской автономной области увеличены до уровня федеральных стандарты предоставления гражданам медицинских услуг, закреплённые территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, занижавшими нормативы её предоставления.

О ненадлежащем исполнении федеральных законов свидетельствуют выявленное прокурорами непринятие органами местного самоуправления требуемых норм и правил. В большинстве случаев необходимые нормативные правовые акты принимались только после вмешательства прокуратуры.

В Камчатском крае в феврале 2016 года по инициативе прокурора Усть-Большерецкого района главой одноимённого сельского поселения принят документ из числа наиболее актуальных на сегодняшний день, затрагивающий профилактику и противодействие терроризму и экстремизму на территории населённого пункта.

В Магаданской области прокурор Хасынского района добился утверждения порядка осуществления мониторинга доступности находящихся в собственности Хасынского городского округа объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов.

Профилактика издания региональными и муниципальными органами власти нормативных документов, содержащих противоречия положениям федеральных законов, является важнейшей задачей прокуратуры.

В 2016 году прокурорами на Дальнем Востоке предотвращено принятие порядка 4 тысяч незаконных региональных и местных норм и правил.

К примеру, в Республике Саха (Якутия) в сентябре прошлого года в целях защиты интересов малого и среднего бизнеса по требованию прокурора Хангаласского района в проект постановления районного главы о работе комиссии по отбору малых и средних предприятий для предоставления им финансовой помощи включены четкие критерии их отбора, цели и условия предоставления им денежных средств на развитие.

В том же субъекте Российской Федерации предотвращено принятие республиканского закона о предоставлении дополнительных гарантий первому президенту республики, предусматривающего его ежемесячное пожизненное содержание, право на возмещение транспортных расходов при пользовании транспортом, автомашину представительского класса, пользование залами для официальных лиц и делегаций аэропортов, вокзалов и станций, медицинское обеспечение, санаторно-курортное лечение, пользование правительственной и иными видами связи, финансирование аппарата помощников. Учитывая, что с 2015 года бюджет республики являлся дефицитным, установление указанных преференций лицам, занимающим либо ранее занимавшим государственные должности, не согласуется с принципами самостоятельности и сбалансированности бюджетов, не обеспечивает баланс частных и публичных интересов.

Прокуроры активно используют право законотворческой инициативы.

Так, по инициативе прокуратуры Хабаровского края в целях пресечения нарастающих в условиях финансового кризиса негативных тенденций роста преступности принят краевой закон о регулировании вопросов профилактики правонарушений в Хабаровском крае.

Правительством Чукотского автономного округа в октябре 2016 года по настоянию прокурора округа принято постановление, устанавливающее нормы и порядок обеспечения бесплатным питанием, комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем потерявших родителей подростков, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджета.

Эффективная работа прокуроров по обеспечению верховенства закона в нашем государстве немыслима без ответственного гражданского общества, признаком которого является активное участие населения в принятии тех самых законов, которые определяют его поведение и социально-политическое положение.

Однако, как показывает прокурорский опыт, граждане почти не используют предоставленное им Конституцией России право внесения в местные парламенты предложений по принятию тех или иных значимых для них законов. Причиной такой низкой политической активности россиян является отсутствие четких механизмом обеспечения народного правотворчества.

Учитывая значимость развития указанного института, в Амурской области в декабре прошлого года принят разработанный прокуратурой закон о народной правотворческой инициативе. Принятию закона предшествовала совместная работа прокуратуры области и Общественной палаты, документ содержит четкую процедуру реализацию права граждан на участие в государственной власти на территории области.

 

Прокурор отдела по надзору за исполнением

федерального законодательства управления

Генеральной прокуратуры Российской Федерации

в Дальневосточном федеральном округе                                                   Ольга Панкова                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

23