Меню
12+

Провиденский городской округ

08.06.2021 14:44 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Предпринимателям: «Новеллы осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Источник: Прокуратура Провиденского района Чукотский АО, пгт. Провидения, ул. Эскимосская, д.18. Тел. 8(42735)2-25-88 Адрес электронной почты: provproc@chukotka.ru

Основным правовым актом, регламентирующим деятельность органов контроля по проведению проверок в отношении бизнеса, является Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Вместе с тем, 31.07.2020 принят новый Федеральный закон № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», некоторые его положения начнут действовать с 1 июля 2021 года. В полной мере данный закон заработает с 1 января 2025 года, и Федеральный закон № 294-ФЗ прекратит свое действие.

Принятый закон изменит правила государственного и муниципального контроля (надзора), главной задачей которого сменить акцент с проведения проверок на профилактику нарушений и дать бизнесу больше гарантий при взаимодействии с контролерами

Положения данного закона не распространяются на налоговый, валютный, таможенный контроль, контроль за кредитными организациями и банковскими группами; соблюдением эмитентами законодательства об акционерных обществах и ценных бумагах; в сфере корпоративных отношений в акционерном обществе; в сфере госзакупок и закупок по Закону 223-ФЗ; государственном оборонном заказе; противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма; антимонопольного законодательства.

Контрольно-надзорные мероприятия осуществляются в отношении граждан и организаций (контрольных лиц), деятельность, действия или результаты деятельности которых либо производственные объекты, находящиеся во владении и (или) в пользовании которых, подлежат государственному контролю (надзору), муниципальному контролю

Под гражданами понимаются физические лица — граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе осуществляющие предпринимательскую деятельность (индивидуальные предприниматели). Граждане, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, признаются контролируемыми лицами в случае владения и (или) пользования производственными объектами, являющимися объектами контроля, за исключением жилых помещений.

Под организациями понимаются зарегистрированные в установленном законом порядке юридические лица, их обособленные подразделения, а также иные организации, в том числе иностранные, объединения и их подразделения, не являющиеся юридическими лицами, если в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные требования, субъектами правоотношений являются организации, не являющиеся юридическими лицами.

Расширен перечень контрольных мероприятий, проводимых как во взаимодействии с проверяемыми лицами, так и без взаимодействия.

Наряду с проверками (документарными, выездными), рейдовыми осмотрами, новым законом предусмотрено проведение:

-мониторинговой закупки. В отличие от уже существующей контрольной закупки, она будет проводиться с целью последующего направления товаров, результатов работ и услуг, например, на экспертизу. В остальном эти два мероприятия похожи;

- выборочного контроля. Это отбор проб образцов продукции для того, чтобы подтвердить их соответствие обязательным требованиям по безопасности, качеству;

-инспекционного визита. Юридические лица и индивидуальные предприниматели должны будут обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в здания, сооружения, помещения. Предварительного уведомления о таком визите не требуется;

- выездного обследования. В рамках данного мероприятия контролеры не взаимодействуют с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, проводят лишь визуальную оценку соблюдения обязательных требований, например, организовав осмотр общедоступных производственных объектов.

Закон № 248-ФЗ содержит подробные правила проведения каждого контрольного мероприятия, прежде всего они отличаются набором допустимых контрольно-надзорных действий: осмотр, досмотр, опрос, получения письменные объяснения, истребование документов, отбор проб (образцов), инструментальное обследование, испытание, экспертиза, эксперимент.

ВАЖНО ЗНАТЬ, чтовсе внеплановые контрольные мероприятия, а также рейдовые осмотры, подлежат согласованию с органами прокуратуры.

Предусмотрена возможность проводить инспекционный визит и выездную проверку дистанционно, в том числе посредством аудио- или видеозаписи.

Основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий является:

1) наличие у органа контроля сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;

2) наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

3) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;

4) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

5) истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

6) наступление события, указанного в программе проверок, если федеральным законом о виде контроля установлено, что контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании программы проверок.

Сокращены сроки проведения проверок с 20 рабочих дней до 10 рабочих, и данные новеллы будут применяться при проведении проверок с 1 июля 2021 года.

В отличии от требований Закона № 294-ФЗ, который предусматривал проведение проверок на основании распоряжения (приказа) о ее проведении, новый закон предусматривает проведение контрольно-надзорного мероприятия на основании решения о проведении такого мероприятия.

По результатам проведенного контрольно-надзорного мероприятия составляется акт. Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания его проведения.

ОДНАКО, акты по результатам мониторинговой закупки или выборочного контроля составляются в течение 24 часов после получения данных инструментального обследования, испытания или экспертизы.

В случае проведения рейдового осмотра акт составляется на месте в отношении каждого контролируемого лица, допустившего нарушение. Составление отдельного акта, содержащего информацию в отношении всех результатов контроля, не предусмотрено.

Контролируемое лицо знакомится с содержанием акта на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия, за исключением проведения документарной проверки, а также если составление акта по результатам контрольного (надзорного) мероприятия на месте его проведения невозможно по причине совершения отбора проб, экспертизы или испытания. В таких случаях акт направляется в виде электронного документа.

Контролируемое лицо вправе представать возражения в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте. Такие возражения представляются в течение 15 рабочих дней со дня получения акта.

Возражения в течение 5 рабочих дней рассматриваются на консультации с участием контролируемого лица, результаты консультации оформляются протоколом в течение 1 рабочего дня. Протокол консультаций рассматривается органом контроля при принятии решения по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия. О результатах рассмотрения протокола консультаций контролируемое лицо информируется путем направления мотивированного ответа одновременно с решением по результатам контрольного (надзорного) мероприятия.

Помимо контрольно-надзорных мероприятий, законом определено проведение профилактических мероприятий, в виде:

1) информирования

2) обобщения правоприменительной практики

3) мер стимулирования добросовестности

4) объявления предостережения

5) консультирования

6) самообследования

7) профилактического визита

Отдельного внимания заслуживают проверочные листы. Законом № 294-ФЗ предусматривается оформление проверочных листов лишь при проведении плановой проверки.

Законом № 248-ФЗ определено, что проверочные листы подлежат применению инспектором при проведении выездного обследования, инспекционного визита, рейдового осмотра, выездной проверки. При этом, проверочные листы заполняются инспектором в электронной форме посредством внесения ответов на контрольные вопросы и заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью инспектора.

В целях исполнения требований Закона № 248-ФЗ принимаются меры к трансформации Единого реестра проверок (ЕРП) в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (ЕРКНМ).

Закон № 294-ФЗ предусматривает внесение в ЕРП сведений лишь о проверках и контрольных закупках.

Новый закон обязывает органы контроля вносить сведения обо всех контрольных мероприятиях (контрольной закупке, мониторинговой закупке, выборочном контроле, инспекционном визите, рейдовом осмотре, документарной проверке, выездной проверке, выездном обследовании, наблюдении за исполнением обязательных требований).

Кроме того, контролеры должны будут вносить данные об осмотре, досмотре, опросе, получении письменных объяснений, об истребовании документов, отборе проб (образцов), инструментальном обследовании, испытаниях, экспертизе, об отнесении объектов контроля к определенным категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

С июля 2021 года вступает в силу запрет на проведение любого контрольного (надзорного) мероприятия без предварительного включения сведений о нем в Единый реестр. В этой связи технически исключена возможность внесения сведений «задним числом». Новый реестр обеспечит больший объем гарантий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при взаимодействии с контролирующими органами и повысит гласность контрольно-надзорной деятельности.

В Законе 248-ФЗ целая глава посвящена обжалованию контролируемыми лицами действий, решений органов контроля в досудебном порядке.

ПРИ ЭТОМ, судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.

Жалоба подается в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг. При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.

Жалоба подается в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав; жалоба на предписание органа контроля подается в течение 10 рабочих дней с момента его получения.

Законом предусмотрено восстановление пропущенного срока подачи жалобы по уважительной причине по ходатайству лица, подающего жалобу.

Кроме того, лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по ней имеет право отозвать жалобу полностью или частично. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.

Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа.

Орган контроля имеет право отказать в рассмотрении жалобы, если, например, истек срок ее подачи и нет оснований для его восстановления либо имеется судебное решение по вопросам, поставленным в жалобе; основанием к отказу в рассмотрении жалобы является также поступление ранее в уполномоченный орган другой жалобы от того же контролируемого лица по тем же основаниям или заявления об отзыве жалобы.

Кроме того, защитить свои права возможно путем обращения:

- к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Чукотском автономном округе Кулику Николаю Ивановичу, г. Анадырь, ул. Отке, д. 2, тел. 8(42722) 6-93-10, электронная почта: chukotka@ombudsmanbiz.ru

- в прокуратуру Чукотского автономного округа, г. Анадырь, ул. Отке, д. 29, тел. 8(42722) 2-81-44, через Единый портал прокуратуры, а также в прокуратуру Провиденского районам

- Арбитражный суд Чукотского автономного округа, г. Анадырь, ул. Ленина, д. 9а

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

1