Меню
12+

Провиденский городской округ

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Встреча депутатов законодательного органа власти с участниками VI слёта оленеводов Чукотки

Источник: Дума Чукотского АО

Фото: сайт ГОСНОВОСТИ

23 января 2020 года в Думе Чукотского автономного округа состоялась встреча депутатов законодательного органа власти с участниками VI слёта оленеводов Чукотки.

Председатель Думы Чукотского автономного округа Александр Маслов отметил, что сегодня на поддержку регионального оленеводства из бюджета округа выделяется 1 млрд. 200 млн. руб. плюс 68 млн. руб. из федерального бюджета.

Средства солидные, но в отрасли остаётся немало проблем, и здесь не нужно делать акцент только на финансировании. Ведь основой любого дела прежде всего остаётся человек. В данном случае, — человек, работающий в тундре, пастух, оленевод, чумработница.

На Чукотке человек и олень составляют единое целое.

Но всё начинается с детства. Хорошо, что в тундре сегодня есть дети. А если есть дети, значит, есть уверенность, что чукотское оленеводство сохранится, нам есть, кому передать по наследству наше дело, обычаи и традиции предков, сохранить любовь к оленям, к своей земле, к своему народу.

Старики уходят, и нам надо озаботиться тем, кто придёт им на смену, кто завтра будет пасти оленей, сохранит эту отрасль.

Остро стоит кадровый вопрос в оленеводстве. Не менее важным остаётся вопрос жилья для оленеводов

У нас действует основной закон «О государственном регулировании и государственной поддержке развития северного оленеводства в Чукотском автономном округе», принятый 4 июля 2007 года.

Но хочется для оленеводов сделать больше, зная, какой тяжёлый у них труд, в каких экстремальных северных условиях они трудятся, всё время находясь в тундре.

Поэтому нам нужно расширить положения закона, углубить и конкретизировать некоторые его статьи. Например, что касается жилья для оленеводов, записать в Законе, в пункте 4 – о социальных гарантиях — «Предоставление жилья оленеводам».

Сельхозпредприятия фактически находятся в ведении глав районных администраций, которые не выделяют жильё оленеводам.

В своём Послании Федеральному Собранию 15 января Президент РФ В.В. Путин сказал, что нужно конституционно закрепить понятие «минимальный размер оплаты труда».

У нас в округе тоже действует немало социальных гарантий, — это вопросы здравоохранения, зубного протезирования, медицинского обслуживания, которые мы предлагаем внести в наш основной закон по оленеводству и закрепить их таким образом уже на законодательном уровне.

В конечном итоге нужно определиться, в чьём ведении находится оленеводческая отрасль в округе? Финансирование отрасли осуществляется через Департамент сельскохозяйственной политики. В эти средства заложена заработная плата оленеводов, все полагающиеся выплаты, приобретение для хозяйств техники, горючего и проч.

Но средства поступают не на хозяйства непосредственно, а на муниципалитеты, и на этом его контрольные функции за финансами завершаются, которые переходят на уровень глав районов, которые заключают контракты и являются ответственными за всё имущество, находящееся на балансе хозяйств.

Поэтому необходимо создать вертикаль власти в управлении сельским хозяйством в округе: возложить все функции управления на Департамент, который заключал бы контракты с директорами хозяйств, осуществлял бы финансирование и контроль за расходованием выделенных сельхозпредприятиям средств.

Сегодня от сельхозпредприятий требуется одно: накормить население высококачественной, экологически чистой мясной продукцией, которой сегодня в округе производится явно недостаточно, несмотря на то, что на отрасль выделяются значительные финансовые средства.

С другой стороны, необходимо сохранить традиционный образ жизни оленеводов.

И эти две составляющие взаимозависимы и взаимодополняют друг друга.

Но необходимо решать главное, — определить главенствующее звено по управлению отраслью.

Председатель Комитета Думы по делам коренных малочисленных народов Чукотки и социальной политике Валентина Кеулькут в своём выступлении отметила, что на июньском совещании было предложено на законодательном уровне закрепить положение (Закон Чукотского автономного округа) «Об ответственном недропользовании на территории Чукотского автономного округа».

Это касается взаимоотношений между недропользователями и коренным населением округа, защиты исконных территорий, где ведётся традиционная хозяйственная деятельность, традиционный образ жизни.

Поднимались вопросы по оленьим пастбищам. Действует Закон Чукотского АО «Об охране земель, занятых оленьими пастбищами в Чукотском автономном округе», законодательно закреплена административная ответственность за нарушения действующего законодательства этой сфере, позволяющая установить базовую основу для исчисления размера убытков.

Горячие обсуждения возникли вокруг вопроса о кочевых школах.

Например, для МУП СХП «Амгуэма» вопрос открытия кочевых школ является важным, для МУП СХП «Пионер» -- 50 на 50.

Что касается МУП СХП «Островное», то там нет перевалбаз, и необходимость в кочевых школах отсутствует.

В Марково дети учатся в Центре образования. Некоторые сельхозпредприятия вообще не ответили на этот вопрос.

Для получения лицензии на осуществление образовательной деятельности предъявляются жёсткие требования, согласно федеральному законодательству, выполнению санитарных правил и норм, по организации питания, и т.д.

Плюс кадровая обеспеченность педагогами, медработниками, воспитателями.

Но существует семейная форма образования, однако при этом родители (опекуны) берут на себя ответственность по предоставлению ребёнку образования в необходимых объёмах.

Госдума РФ обратилась в Правительство России по вопросу организации опорных школ.

Есть Фонд прямых инвестиций, который может оказать помощь и содействие в организации семейного обучения детей.

Что касается деятельности социально-ориентированных НКО, у нас не один год оленеводы отдыхают в санатории «Талая», и Фонд «Полюс надежды» занимается вывозом их в Магаданскую область». Почему бы не расширить географию их отдыха и до Камчатского края, куда теперь осуществляются прямые авиарейсы?

Нужно понимать, что очень многое зависит от организации управления отраслью оленеводства, поэтому мы предлагаем Правительству округа:

- рассмотреть предложение по переводу муниципальных унитарных предприятий сельхозтоваропроизводителей округа (МУП) в государственные унитарные предприятия (ГУП),

- рассмотреть вопросы по централизации в сфере финансирования, снабжения, закупок, с целью большей эффективности использования бюджетных средств,

- повышения уровня заработной платы работникам оленеводства до размера 150% средней заработной платы по виду экономической деятельности «сельское хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство»,

- рассмотреть вопрос по установлению единовременных денежных выплат молодым семьям оленеводов, династиям оленеводов в трёх поколениях,

- установлению мер социальной поддержки в виде ежемесячной социальной выплаты родителям детей до 18 лет, обучающихся в образовательных организациях, которые непрерывно находятся в период летних каникул не менее 30 дней вместе с родителями в местах кочевий.

Мы предлагаем:

- снять имеющиеся ограничения в отдельных мерах социальной поддержки и оказывать эти меры поддержки вне зависимости от уровня прожиточного минимума, чтобы люди имели социальную поддержку вне зависимости от доходов.

Мы также предлагаем:

- внести изменения в закон об оленеводстве, касающемся дополнительных мер социальной поддержки в части установления ежемесячных денежных выплат за кочевой и полукочевой образ жизни оленеводам, осуществляющим трудовую деятельность в оленеводческих хозяйствах округа.

- обеспечить оленеводов и членов их семей обязательным страхованием жизни;

- предоставление оленеводам и членам их семей правом на бесплатное зубное протезирование;

- бесплатное предоставление оленеводам один раз в два года путёвок на санаторно-курортное лечение;

- возмещение затрат на оплату стоимости проезда один раз в год оленеводам, ветспециалистам, фельдшерам и членам их семей авиатранспортом для медицинского лечения, обследования в медицинские организации внутри округа, если таких услуг нет в месте проживания;

- возможность установления органами местного самоуправления дополнительных мер социальных гарантий для оленеводов за счёт средств местных бюджетов;

- возмещение расходов оленеводам на оформление документов один раз в пять лет для получения разрешения на хранение и ношение оружия в порядке, установленном Правительством региона;

- проведение ежегодных медицинских осмотров оленеводов и членов их семей непосредственно в местах кочёвок;

- оленеводы, состоящие на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеют право на предоставление жилых помещений в сельских населённых пунктах по договорам социального найма, либо предоставление жилых помещений в специализированном жилищном фонде в порядке, установленном Правительство округа.

Председатель Союза оленеводов Чукотки Владимир Етылин сказал, чтонеобходимо обращаться также и на федеральный уровень, потому что многие проблемы замыкаются на федеральный центр.

Сегодня в стране действует Национальный Союз оленеводов, с которым мы тесно и активно контактируем.

Но главной нашей местной проблемой является кадровая проблема. Если тундра обезлюдит, никакие деньги не помогут сохранить отрасль.

Как закрепить оленевода в тундре? До 90-ых годов, когда развалилась вся система агропромышленного комплекса, директор совхоза был главным хозяином в селе. Совхоз строил детские сады, школы, котельные, обустраивал село.

Сейчас же в селе главным является ЖКХ. Оленевод же оказался в социальной структуре села в самом низу.

Поэтому необходимо менять кардинально саму структуру села. Сельхозпредприятие должно вернуть себе утраченные позиции, а оленевод – быть главным человеком в селе.

Что касается обеспечения оленевода жильём, нужно иметь в виду, что Минсельхоз ввёл программу строительства жилья для молодых специалистов. Такую же льготу необходимо предусмотреть и для оленеводов.

А пока глава села озабочен решением вопроса по обеспечению жильём работников культуры, других специалистов. А оленевод опять остаётся в стороне. Хотя он основной товаропроизводитель, кормилец.

Но нужно признать и то, что и оленеводы тоже должны по-хозяйски, ответственно относиться к выделяемому им жилью, ибо бывают случаи, когда просто стыдно за них.

Что касается кочевых школ, то в той же Якутии приняты республиканские нормативные акты по кочевым школам. Почему бы и нам не изучить их опыт и лучшее не принять на вооружение?

Можно предусмотреть и дистанционное образование.

Каэттын, например, в Билибинском районе не отказывался от кочевой школы.

Здание под неё там есть и оно в неплохом состоянии. Другое дело – учительские кадры для кочевых школ, которых нет.

Нужны наставники, которые тоже требуют особого внимания, потому что это – драгоценный опыт, который нам потерять нельзя.

Нужно готовить специалистов для оленеводства и решить для себя: или мы будем их готовить у себя в округе, или в Ольском техникуме, где существует хорошая база?

Иначе мы окажемся без кадров среднего звена. А ведь они – основа в оленеводстве.

Правильно поднят вопрос управления отраслью. Сложилась парадоксальная ситуация: финансирование осуществляется из окружного бюджета, тогда как управление осуществляют муниципалитеты, которые совершенно не вникают в дела хозяйств.

Если в ГО Эгвекинот управление со стороны муниципалитета ведётся хорошо, то в Билибинском и Анадырском районах назрела очень серьёзная ситуация.

Надо принимать срочные меры по исправлению ситуации. Дальше так продолжаться не может. И решение этого вопроса находится в наших руках – Губернатора, Думы округа.

Нужно досконально продумать, какой будет вся система управления отраслью.

Сегодня Департамент сельского хозяйства и продовольствия со своим нынешним руководителем и кадровым составом вполне способен осуществлять управление отраслью.

Мы забыли, когда последний раз в оленеводческие бригады приезжал развозторг, агиткультбригада. Муниципалитеты этими вопросами попросту не занимаются.

Говоря о медобслуживании оленеводов, надо отметить, что в других оленеводческих регионах уже приняты свои нормативные акты и по зубному протезированию для оленеводов, и по льготной диспансеризации, нужно и нам тоже принимать меры в этом направлении.

Необходимо возвращать в тундру науку, как это было раньше, тесно работать с учёными в области оленеводства по всем направлениям.

В марте 2022 года в Анадыре намечено провести съезд оленеводов России, поэтому подготовку к столь представительному форуму необходимо начинать уже сейчас, чтобы Чукотка выглядела достойно.

Наш региональный закон об оленеводстве принимался 13 лет назад. Тогда была совсем другая эпоха. Времена изменились с тех пор. Ныне действующий закон всё же является промежуточным этапом. А нужно принимать закон «О северном оленеводстве», в котором более подробно и тщательно прописать все положения.

То же касается и проекта федерального закона «Об оленеводстве», вновь вернуться к нему.

Приняты федеральные законы о вине и виноградарстве, о пчёлах, почему же тогда не принять закон об оленеводстве? Тем более что борьба за него ведётся уже не один год.

Тогда ведь и Госдума его приняла, и Совет Федерации одобрил, и согласительная комиссия отработала, а тогдашний президент его не подписал.

Национальный Союз оленеводов снова поставит перед Минсельхозом вопрос о его принятии.

Сегодня в оленеводстве округа насчитывается 14 руководителей хозяйств.

Нужно прямо сказать, что качественный состав руководящего звена оставляет желать лучшего, потому что работают там не специалисты сельского хозяйства. Правда, происходит смена руководителей в ряде хозяйств.

Следует отметить, что качество директоров как раз напрямую зависит их от подготовки.

Директор СХП «Амгуэма» Анатолий Тынеру закончил техникум и прошёл все ступени карьерной лестницы, но сегодня это высококлассный специалист и организатор производства.

Поэтому нам нужны не приезжие директора, а свои, которые знают оленеводство от и до. Нужно готовить свои кадры. Чтобы не возникало таких ситуаций, как сегодня сложилась в Анадырском районе, в том же Марково, в СХП им. Первого Ревкома Чукотки, или в СХП «Пионер» Чаунского района, где положение дел крайне неудовлетворительное и нужно принимать меры организационного порядка.

Сегодня оленеводство испытывает кадровый голод. В сельхозпредприятиях ставки главных специалистов занимают люди со средним специальным образованием, отсюда и проблемы в отрасли.

Александр Маслов отметил, что прежде чем подойти к вопросу о съезде оленеводов России в 2022 году, нам нужно решить текущие вопросы.

Но сейчас решить вопрос управления отраслью: либо полностью передать её в ведение Департамента сельского хозяйства, либо передать полномочия главам администраций.

Президент России в своём Послании Федеральному Собранию сказал, что сегодня большие полномочия будут переданы губернаторам, которым напрямую будут подчиняться главы администраций.

Сегодня же мы все полномочия забрали у муниципальных образований. Так что же тогда с них спрашивать? А раньше в каждой Администрации было своё сельхозуправление, которое и решало все вопросы сельского хозяйства в своём районе, постоянно бывая в тундре и зная все проблемы того же оленеводства изнутри.

Поэтому необходимо все управленческие полномочия либо передать Департаменту сельского хозяйства, либо снова восстановить всё на муниципальном уровне, как было прежде. Но по второму варианту есть сомнения, потому что в районах попросту нет соответствующих специалистов, тогда как костяк специалистов находится именно в Департаменте.

И надо чётко определиться: какой же вариант в конечном итоге мы изберём?

Но вопрос решать нужно, не затягивая, потому что нужно работать. Деньги на отрасль выделяются значительные, а ощутимой отдачи от этого округ пока не ощущает.

Второй вопрос – кадры для оленеводства. Не будет кадров – не будет и самого оленеводства. Нужно делать ставку на молодёжь, которой продолжать традиции предков, и которая хочет работать в тундре. Необходимо предусмотреть социальные гарантии для тундровиков, чтобы молодёжь была заинтересована в работе в тундре.

Нужно готовить и специалистов в учебных заведениях, но у которых должна быть достойная зарплата и жильё. Это базовые понятия для любой отрасли.

Что касается вопроса о жилье, мы готовы закрепить его на уровне закона, чтобы специалист (зоотехник, ветврач, ветфельдшер), приехавший на работу в сельхозпредприятие, обязан был получить квартиру.

Наш Чукотский многопрофильный колледж ежегодно выпускает ветврачей. Другое дело, чтобы они пришли работать по специальности. А сегодня выпускники колледжа остаются в Анадыре и работают либо продавцами, либо на почте, в сёла они не едут.

В текущем учебном году набрана группа в 25 человек в Эгвекинотский техникум.

Сегодня округ в состоянии на своей учебной базе подготовить необходимое количество ветфельдшеров для оленеводства.

Но директора сельхозпредприятий, если они заинтересованы в специалистах, должны тоже заранее подбирать себе будущие кадры из той молодёжи, которая будет учиться и вернётся к ним работать, и таким образом осуществлять кадровую политику у себя на местах, а не ждать, когда колледж или техникум выпустит зооветспециалиста, которого они совершенно не знают.

То есть, на учёбу в колледж или в техникум принимать не того, кто просто хочет получить диплом и потом работать продавцом в Анадыре, а того, кто потом вернётся в село и будет работать в тундре.

В этом плане и Союз оленеводов тоже должен работать вместе с сельхозпредприятиями и учебными заведениями, чтобы люди возвращались в тундру, но заранее подготовив для них на местах жильё и достойная зарплата.

Тем более что есть опыт директоров хозяйств, которые ведут своих будущих специалистов за весь период их учёбы в колледже.

Поэтому хозяйствам необходимо сотрудничать с колледжем, который платит студентам стипендию, обеспечивает бесплатное проживание в прекрасных условиях, отличную кормёжку.

Учиться можно и в Провидения, и в Билибино, и в Эгвекиноте. В округе создана прекрасная учебная база, и незачем отправлять детей на учёбу в другие регионы.

Округ вполне может готовить специалистов среднего звена по всем направлениям сельского хозяйства и закрыть все вакансии в сельхозпредприятиях.

Нужно понимать, что все вопросы – решаемы.

Решение кадрового вопроса тоже можно зафиксировать на законодательном уровне, чтобы потом не возникало другого вопроса: что мы финансируем, если мы потеряли отрасль в том же Анадырском районе?

И в этом виноваты не оленеводы, а проблема как раз выходит на организационный уровень.

Вопрос кадрового обеспечения попросту надуман. Решение его лежит на поверхности. Надо просто им заниматься.

В принципе, мы имеем неплохой закон по развитию северного оленеводства, в котором отражены все вопросы отрасли, в том числе, и социальные гарантии, такие, например, как медицинское обслуживание оленеводов.

Сегодня мы можем и должны более детально прописать в действующем законе статьи, касающиеся напрямую основного товаропроизводителя – тундровика. Например, обязательное проведение медосмотра оленеводов в тундре: «органы здравоохранения обязаны выполнять медицинский осмотр в оленеводческих бригадах».

Сегодня мы вполне и рентген можем делать в яранге, и УЗИ.

Что касается зубного протезирования жителям коренной национальности, здесь сразу встаёт вопрос о стоимости в 30 тыс. руб. при заработной плате оленевода в 35- 50 тыс. руб.

Поэтому в законе в статье о социальных гарантиях необходимо прописать: «обязательное зубное протезирование оленеводу с оплатой по фактическим затратам».

Если оленевод попадает в больницу, он должен пройти полный медицинский осмотр, включая зубопротезирование.

Другой вопрос: оплата оленеводу дороги в отпуск, которая не производится.

А ведь действует Трудовой кодекс, предписывающий оплату дороги в отпуск труженику предприятия и членам его семьи, вне зависимости от того, сколько у него детей.

Бюджетные организации оплачивают дорогу всем членам семьи и в полном объёме.

То же касается и тружеников сельхозпредприятий. Предприятие обязано оплатить дорогу всем членам семьи.

Но от руководителя предприятия зависит формирование бюджета его предприятия. Он должен предусмотреть и заранее заложить в бюджет все положенные выплаты.

Сельхозпредприятия направляют в Департамент свои выкладки по бюджету, который принимает сессия Думы округа.

Депутаты принимают тот бюджет, который формируют сами сельхозпредприятия.

Это уже компетенция самих предприятий.

С другой стороны, почему-то находятся средства на оплату дороги работникам административно-управленческого персонала и членам их семей сельхозпредприятий, а рядовые труженики остаются при своих интересах.

Вопрос оплаты труда детей, работающих в тундре, тоже немаловажный.

Действующие нормативные акты запрещают детский труд, хотя дети в летний период и сами рады были бы поработать на лёгких работах и заработать денег на свои карманные расходы.

Что касается тундры, мы знаем, что дети с удовольствием помогают родителям на выпасе оленей, ведут хозяйство в ярангах.

Поэтому нужно подумать над тем, чтобы платить родителям детей, которые помогают им в летний период в тундре.

Говоря о выделении жилья для специалистов, следует отметить, что если в село приезжает врач или учитель, для него всегда находится квартира.

Дело в том, что органы образования и здравоохранения научились работать с главами, которые по Закону №131 обязаны предоставлять жильё специалистам.

Но точно также на законном основании имеют право на получение жилья и специалисты оленеводческой отрасли.

Это те же социальные гарантии, которые можно конкретизировать и прописать в законе о северном оленеводстве: «предоставление жилья работникам сельского хозяйства, — оленеводам, зоотехникам, ветврачам».

Говоря о том, что дети оленеводов не выезжают на отдых в центральные районы страны или в детские лагеря на Чёрное море, следует отметить, что это, как всегда, чья-то обыкновенная организационная недоработка и нужно попросту решить этот вопрос раз и навсегда, чтобы он больше не возникал.

Потому что сегодня органы власти округа всех уровней как раз делают всё для того, чтобы наши дети в том числе и из самой глубинки выезжали на отдых.

Единственная проблема может возникать, когда детей из отдалённых сёл не могут своевременно доставить к самолёту. Но и этот вопрос вполне решаемый. Просто надо предусматривать всё заранее.

Алексей Ивкев добавил, что необходимо готовить и специалистов высшего звена, наладив связь с ВУЗами Дальневосточного региона, выстроив стройную систему подготовки кадров.

А в целом готовить будущихтундровиков уже со школьной скамьи, с самого детства.

Вообще, направление на учёбу должно быть целевое: сельхозпредприятие направляет человека на учёбу, после которой он обязан вернуться туда на работу и в обязательном порядке отработать тот срок, в течение которого продолжалась его учёба.

Предприятие же обязано обеспечить его жильём.

Что касается вертикали управления, следует вспомнить, что именно Анадырский район первый начал организовывать у себя муниципальные сельхозпредприятия, потому что МУПы финансировались из бюджета округа.

Наиболее оптимальным вариантом была организация государственных унитарных предприятий (ГУПов).

Может быть, сейчас рассмотреть вопрос по созданию именно государственных унитарных предприятий, или акционерных обществ со 100-прцентным государственным капиталом?

Если заключить управление через Департамент, в любом случаем оно будет осуществляться через район, но в районном звене должны быть специалисты, работающие напрямую с Департаментом.

Пока же мы имеем разрыв между государственным и муниципальным управлением. Отсюда и все проблемы. Ибо муниципальная власть решает вопросы местного значения. Тогда как сельское хозяйство – это структура государственного уровня.

Зам. начальника Управления образования Игорь Пуртов коснулся вопроса подготовки специалистов с высшим образованием.

Сегодня округ на своей учебной базе может готовить специалистов среднего профессионального образования для отраслей сельского хозяйства, но не высшего образования, потому что в округе нет ВУЗов, за исключением Чукотского филиала СВФУ им. Аммосова, в котором не велась подготовка специалистов ни по программам бакалавриата, ни по программам магистратуры по отраслям сельского хозяйства.

Видимо, потому что не было социального заказа со стороны тех же хозяйств или Департамента.

Существует форма целевого обучения: должен быть сформирован заказ на образование в ВУЗе по той или иной специальности (в Магадане, Якутске, Благовещенске), и в целевом порядке можно подготовить специалиста.

Но для этого нужно найти тех, кто хочет получить такое образование, необходим заказчик (предприятие), который впоследствии его трудоустроит и обеспечит всеми социальными гарантиями, и необходимо финансирование учёбы будущего специалиста, которое можно заложить в программу «Развитие образования и науки Чукотского автономного округа».

Такие средства предусматриваются ежегодно для подготовки специалистов с высшим образованием.

Главное: чтобы был заказ на целевое обучение.

Прокурор округа Константин Прохоров пояснил, что прокуратура в течение последних лет проводила проверки по сельхозпредприятиям и выявила ряд случаев неоплату дороги в отпуск оленеводам и несвоевременную выплату заработной платы своим работникам, за что директора предприятий были привлечены к административной ответственности.

Хотя в Трудовом кодексе чётко прописано, что заработная плата состоит из двух частей: аванса и заработной платы, как таковой. Выплата производится два раза в месяц.

В сельхозпредприятиях не платят не то что два раза в месяц, а ещё и задерживают выплату зарплаты вообще, или платят ниже прожиточного минимума, что просто недопустимо по закону.

Одного руководителя сельхозпредприятия нам даже пришлось привлечь к уголовной ответственности.

Чтобы этого не происходило, зарплата должна выплачиваться строго два раза в месяц.

Сегодня на отрасль выделяется 1 млрд. 200 млн. руб., надо просто равномерно и поэтапно распределять средства внутри хозяйств, чтобы работники не оставались без зарплаты, ибо это социальные гарантии трудящихся, закреплённые в трудовом законодательстве, нарушать которые нельзя.

То же касается и нарушения оплаты дороги оленеводам в отпуск. Эта практика, к сожалению, повсеместная.

Были даже такие вопиющие случаи, когда люди не бывали в отпусках свыше пяти лет! Это прямое и грубейшее нарушение законодательства! А ведь по закону человек имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск. Иначе будет нарушение трудовых прав гражданина.

Предприятие должно предоставить человеку не менее 30 дней основного отпуска в году. Меньше нельзя.

Дополнительный отпуск по желанию работника может быть сокращён.

Если говорить о праве работника на жильё, форм на его получение много. На местном уровне главы администраций должны эти вопросы решать. В том числе, передать муниципальному предприятию жилое помещение, а сельхозпредприятие уже распорядится им самостоятельно.

Другое дело – наличие жилья, есть ли оно вообще. Особенно в условиях его острой нехватки в связи с тем, что строительство в округе жилых домов практически не ведётся.

Но с распределением служебного и социального жилья в муниципалитетах царит форменное безобразие.

Что касается фактов браконьерства, в этом случае необходимо обращаться в правоохранительные органы, в органы внутренних дел.

Если граждане на местах хотят организовать добровольную народную дружину, чтобы проводить в том числе рейды и по случаям браконьерства, нужно обращаться на местах к участковому уполномоченному, и вместе с ним организовывать дружину и осуществлять дежурства.

Если возвращаться к вопросу о детском труде в тундре, по закону официально трудоустроить ребёнка можно только с 14 лет. Закон на стороне ребёнка и защищает его.

Но нужно понимать, что все мы были детьми и приезжали в деревню к бабушке и помогали ей по хозяйству, но мы же не просили за это оплату. Это наша обязанность – помогать родителям, старикам. Это приобщение к труду с детских лет. Чтобы мы выросли нормальными людьми, а не иждивенцами и крохоборами.

А с 14 лет ребёнок в тундре уже может официально трудиться за зарплату.

Но есть виды работ, которые детям противопоказаны по закону. Они не должны работать на покраске, с шансовым инструментом, привлекаться к тяжёлому труду.

В принципе, прокуратура округа открыта для общения с гражданами и ждёт от них обращений с мест, если возникают какие-либо вопросы. Мы обязательно поможем в любом случае.

Начальник Департамента сельского хозяйства и продовольствия Сергей Давидюкпояснил, что дети, работающие в тундре, получают заработную плату за счёт вакантных должностей из расчёта 12 тыс. руб. на человека на три месяца в качестве материального поощрения за работу.

Зам. начальника Управления ФСВ национальной гвардии РФ по Чукотскому АО Юрий Князев остановился на вопросе обеспечения оленеводов оружием.

Сегодня на 661 оленевода в округе насчитывается 1600 стволов. То есть, оружием оленеводы обеспечены.

Получить оружие сегодня гражданин может в соответствии с действующим законом «Об оружии», предоставив предварительно все необходимые документы, пройти соответствующее обучение, знать правила безопасного обращения с оружием, быть законопослушным, не совершавшим преступления и административные нарушения.

Сегодня в районах есть инспекторы лицензионно-разрешительной работы, в том числе и в Беринговском кусте.

Единственная трудность приходится на национальные сёла, откуда гражданам для решения вопроса по получению оружия приходится выезжать в райцентры, что в наших условиях непросто.

Если в сельхозпредприятии имеются два ствола на восемь человек оленеводов, им не нужно проходить обучение на владение оружием и на безопасное обращение с оружием.

Если работники предприятия здоровы и не привлекались к уголовной и административной ответственности, директор предприятия обращается в лицензионно-разрешительную систему, которая выдаст на каждого работника разрешение на обращение с оружием, и за 10-ю человеками закрепить один ствол. Это будет законным основанием.

Но нужно иметь в виду, что сегодня многие работники сельхозпредприятий имеют ограничения по ряду показаний у нарколога и по уголовным и административным статьям.

В этом случае оружие иметь им запрещено.

Во многих сельхозпредприятиях оружейные комнаты, где должно хранится оружие, не оформлены, что тоже будет нарушением закона.

Дело в том, что если что-то случится, то под статью подпадёт и руководитель сельхозпредприятия, который не обеспечил надлежащего хранения оружия или передал его оленеводу, который не имел права на его ношение.

Оленевод, пролечившийся у нарколога, в течение года находится под наблюдением участкового или главы района или села, чтобы не было рецидива, но в течение всего года он не сможет получить оружие.

Говоря о доставке, перевозке и продаже оружия, нужно иметь в виду, что это коммерческая деятельность, которая не входит в компетенцию Росгвардии, которая лишь осуществляет государственный контроль за оборотом оружия.

Предприятия и организации, осуществляющие торговлю оружием, должны соблюдать требования, определённые федеральным законом «Об оружии».

Просто нужно соблюдать закон.

Что касается обучения и тира, вопрос этот непростой. Каждому главе района предписывалось на своей территории обустроить тир или стрельбище, выделив для этого соответствующий земельный участок.

На сегодняшний день вопрос этот не решён ни в одном районе.

В округе нет организаций, которые могли бы проводить обучение граждан.

В обустройство тиров и стрельбищ требуется вложение значительных финансовых средств, которых сегодня ни у кого на эти цели нет, и работа эта весьма трудоёмкая, потому что необходимо строго соблюдать все требования по обустройству полигонов для стрельбы.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

3